Шановні відвідувачі!

Із 13.05.2020 року опублікована нова версія сайту, яка працює за постійною адресою http://opishne-museum.gov.ua/. Вся оновлена та актуальна інформація буде розміщуватися на новому сайті.
Будете на екскурсії в Полтаві, то не забудьте завітати і до нас.

Друк

вкл. 21 грудня 2010.

В Опишне, гончарской столице Украины, гостей учили понимать керамику

     «Ого-го, сколько кувшинов развешено!» — слышны возгласы детей, с интересом рассматривающих почти полностью покрытое глиняными изделиями дерево. В глаза бросаются не только густо «засеянные» кувшинами деревья, окна и полная телега всякого глиняного добра, но и бесчисленные фигуры под открытым небом, каждая из которых имеет оригинальное название. Так посетителей встречает Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опишне, инициировавший I ИНТЕРСимпозиум керамики «2010:10х10» в рамках ІІ Недели национального гончарного воздвижения «Здвиг-2010».

     Фестиваль длился неделю и был насыщен разнообразными мероприятиями — от выставок-продаж, открытия дома-музея и ИНТЕРСимпозиума до ночных мастер-классов среди свечей и костров, где все желающие могли увидеть процесс изготовления глиняного шедевра от начала до конца.

     Необычное название «2010:10х10» связано с тем, что участие в мероприятии планировали принять 10 художников-керамистов. Однако приехало их даже больше — 11, но организаторы решили все же не менять название, ведь оно казалось им довольно символичным. В состав жюри вошли ведущие мастера-керамисты, керамологи, художественные критики, искусствоведы Украины и других стран. Все изделия, изготовленные во время симпозиума, будут экспонироваться на ІІ Национальной выставке-конкурсе художественной керамики «КерамПІК в Опішному!» со 2 июля по 30 октября 2010 года, где все желающие смогут посмотреть на глиняные шедевры и выбрать для себя самый лучший. А свой выбор жюри уже сделало. Гран-при получил Владимир Хижинский из Луцка. Первую премию ИНТЕРСимпозиума отдали Сергею Радько (Межирич, Украина). Третью — Марку Галенко (Киев). Интересно, что «серебро» взяла россиянка, жительница Санкт-Перетбурга Надежда Миниахметова. Подобные творческие акции довольно полифункциональные. Они способствуют оживлению процессов развития современной керамики, сближают мастеров, работающих в разных художественных направлениях. Кроме того, на этих фестивалях под открытым небом без какого-либо специального оборудования гончары изготовляют настоящие шедевры керамического ремесла, щедро пополняющие уже 42-тысячный фонд Национального музея-заповедника украинского гончарства.

   

ТРАДИЦИОННО В НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК УКРАИНСКОГО ГОНЧАРСТВА ПЕРВЫМИ СПЕШАТ ДЕТИ

УЧАСТНИКИ ГОНЧАРНОГО ФЕСТИВАЛЯ В ОПИШНЕ НЕ СКРЫВАЮТ СЕКРЕТОВ СВОЕГО РЕМЕСЛА — ИЗДЕЛИЯ ОНИ СОЗДАЮТ ПРЯМО НА ГЛАЗАХ У ПОСЕТИТЕЛЕЙ

 

Приятно, что «День» и музей — давние партнеры. В частности, опишнянский музей поддерживает наш фотоконкурс, преподнося своим избранникам художественные награды. «День» в свою очередь уже несколько лет подряд является информационным партнером гончарских фестивалей.

Участники и гости поделились с корреспондентами «Дня» своими впечатлениями от действа.

Татьяна ТАРГОНЯ, участница киевской группы «Рожаниця»:

— Как только приехали в Опишню, сразу поняли, что это — гончарская столица Украины. Кроме того, проходящий здесь симпозиум собирает не только людей из Украины, с обоих берегов Днепра, но и мастеров из других стран. Вчера мы немного попели возле хаты — сбежалась половина улицы, и мы договорились с ними сделать вечерницы. И вот мы пели им, они — нам. Между нами произошел своеобразный обмен опытом.

Василий БОДНАРЧУК, старший преподаватель, доцент кафедры художественной керамики Львовской академии искусств, куратор-художник I ИНТЕРСимпозиума:

— В этом году на действе присутствуют люди отовсюду: есть иностранцы — литовцы, белорусы, россияне — из Санкт-Петербурга, Москвы, есть представители Украины — из Киева, Львова, Луцка. Я являюсь куратором этого проекта — Городка мастеров. Ночью мы разжигали печь, изготовляли рак-керамику. Она производится в полевых условиях: разжигается печь, которая называется печью прерванного огня. Почему прерванного — потому что она открывается и вынимается горячее изделие, раскаленное до красного цвета. Изделие берется щипцами и выкладывается в ямки, выкопанные вокруг печи. Мы работаем в рукавицах, потому что температура достигает 1050 градусов. Изделие бросается в яму и засыпается опилками, прикрывается крышкой и покрывается землей. В результате образуется копоть — дым, который входит в черепок. Изделие можно обрабатывать прозрачной глазурью эмали, в цвете. Эта керамика декоративная, ее можно использовать для оформления интерьеров, размещать пласты на стенах. Работы, однако, продаю редко, ведь они уникальные, потому и дорогие. Повторить изделие, декор — невозможно. Керамика тем и славится, что она неповторимая. А наши люди не привыкли к такой красоте. Они привыкли, что горшок должен быть красивый, расписанный. А раку родилась в Японии. Вы слышали, у них есть культ вещей. Посмотрите, даже как они чай пьют, как берут горшочек, настраиваются, медитируют. Так и в керамике. Когда человек видит красоту, открывает ее — он становится богаче духовно. А у нас все заштампованные — одинаковые прически, одинаковые футболки. Все ходим, как шеренгами. А вот такие вещи — на любителя, для человека, который чувствует красоту, эстетику, который может полюбить ее. А если вещь в одном экземпляре, она должна иметь соответствующую цену. У нас арт-бизнес очень плохо развит, но ничего, работаем: где-то когда-то продаем, выставляем работы на выставках, передаем работы музеям.

Надежда МИНИАХМЕТОВА, член Союза художников России (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация):

— На фестивале действуют номинации, в которых соревнуется каждый художник. Первая — «Альтернатива глобализации!» — основная, вторая — «Объект медитации» — дополнительная. Кто опытен в гончарстве — делится опытом с другими. Лично я заканчивала училище. Захотелось заниматься этим, потому и связала свою жизнь с таким искусством. Сейчас я зарабатываю им на жизнь и могу сказать, что жить гончарством можно. Конечно, нужно, чтобы хватало денег на материалы, на аренду мастерской и обязательно для поездок на подобные фестивали. Такие скульптуры, какие выставила на конкурс, я не продаю, а вот на всякие предметы интерьера есть довольно большой спрос. Я никогда не придерживаюсь одной тематики в своих работах, но каждого автора можно узнать «по почерку». Что же касается развития керамики в Украине, России и в Европе в целом, их нельзя сравнивать, потому что керамика там разная. Но тематика зависит от многих причин — как политических, так и исторических. Я заметила, что в Украине очень любят изображать женщин, здесь есть, возможно, такая склонность к язычеству.

Томас ДАУНОРА, глава Керамического творческого центра Вильнюсской академии искусств, член Союза художников Литвы (Вильнюс, Литва):

— Я занимаюсь керамикой с четырех лет — у меня мама была керамистом, поэтому и я свою жизнь связал с этим делом. Среди представленных скульптур есть много женских образов. Полагаю, это связано с тем, что у многих народов матриархат является основной системой мировоззрения, и мы можем его отвергать и не обращать внимания, но это у нас внутри. Не знаю, как украинский народ, но литовский живет по лунному календарю, и наше мировоззрение идет от женского начала. Но дословная трактовка этого в нашей стране делается очень осторожно, не так открыто. В Литве многие люди занимаются керамикой. Это занятие обычно делится на профессиональную керамику, на ремесленную керамику, на гончарство, и к тому же есть керамисты, которые смешивают это искусство с другими направлениями — фотографией, печатью, делают выставки и презентации. Конкретной тематики я не придерживаюсь на данный момент. Раньше меня очень интересовала символика чего-то, весь пантеон древнегреческих верований. Сейчас меня больше интересует эмоциональный подход к национальному решению художественных проблем, и я хочу уйти от каких-то логических решений, от каких-то расчетов, от тех вещей, которые сначала делаются маленькими, потом их увеличивают, подчеркивая детали. Керамика занимает две трети моего времени, поскольку я еще занимаюсь преподавательской деятельностью в Вильнюсской академии искусств, у нас есть некоторые общественные проекты, которые тоже связаны с керамикой.{jcomments on}

Замовити екскурсію